08:00–17:00 сб, вс — выходной
г. Воронеж, Урывского, 14, 2 этаж
Воронеж
Ваш город — Воронеж?
ДаНет, выбрать другой

Выбираем мотор-редуктор правильно

Мотор-редуктор это узел, совмещающий функции редуктора и электрического двигателя. Такие механизмы широко используются во многих сферах промышленности. Основное достоинство – высокие показатели КПД, простота монтажа и обслуживания.

Мотор-редукторы делятся на следующие типы:

  • червячные;
  • цилиндрические;
  • планетарные;
  • волновые.

Общие технические характеристики мотор-редукторов

Независимо от типа и вида, все мотор редукторы имеют базовый набор характеристик, регламентированный ГОСТ. Все характеристики мотор редукторов и технические параметры можно разделить на несколько основных групп:

  • показатели надежности;
  • эксплуатационные условия;
  • климатическое исполнение;
  • КПД мотор-редукторов.

Другие характеристики мотор редукторов зависят от конкретной модификации приводного узла.

Классификация редукторов в зависимости от вида передач и числа ступеней

Редуктор

Число ступеней

Виды передач

Взаимное расположе­ние осей входного и выходного валов

Цилиндрический

Одноступенчатый

Одна или несколько цилиндрических передач

Параллельное

Двухступенчатый; трехступенчатый

Параллельное или соосное

Четырехступенчатый

Параллельное

Конический

Одноступенчатый

Одна коническая передача

Пересекающееся

Коническо-цилиндрический

Двухступенчатый; трехступенчатый; четырехступенчатый

Одна коническая переда­ча и одна или несколько цилиндрических передач

Пересекающееся или скрещивающееся

Червячный

Одноступенчатый; двухступенчатый

Одна или две червячные передачи

Скрещивающееся

Параллельное

Цилиндрическо-червячный или червячно-цилиндрический

Двухступенчатый; трехступенчатый

Одна или две цилиндрические передачи и одна червячная передача

Скрещивающееся

Планетарный

Одноступенчатый; двухступенчатый; трехступенчатый

Каждая ступень состоит из двух центральных зубчатых колес и сател­литов

Соосное

Цилиндрическо-планетарный

Двухступенчатый; трехступенчатый; четырехступенчатый

Комбинация из одной или нескольких цилин­дрических и планетар­ных передач

Параллельное или соосное

Коническо-планетарный

Двухступенчатый; трехступенчатый; четырехступенчатый

Комбинация из одной конической и планетар­ных передач

Пересекающееся

Червячно-планетарный

Двухступенчатый; трехступенчатый; четырехступенчатый

Комбинация из одной конической и планетар­ных передач

Скрещивающееся

Волновой

Одноступенчатый

Одна волновая передача

Соосное

Как подобрать мотор-редуктор

В процессе проектирования нового оборудования или при модернизации старого перед конструктором неизбежно станет вопрос выбора мотор редуктора, на который влияют нижеприведенные факторы:

  • Момент нагрузки на выходном валу Тс, [Н м.]
  • Частота вращения вала, n2, [об/мин]
  • Условия использования оборудования
  • Мощность электродвигателя, P2, кВт
  • Конструктивный вариант исполнения
  • Режим работы
  • Частота вращения выходного вала определяется величиной его передаточного числа:

    i = n 1 n 2 где n1 – это частота вращения входного вала редуктора (вала электрического двигателя)

  • Момент нагрузки или сопротивления Тс на выходном валу определяется конкретным механизмом, технологическим процессом и вычисляется по общепринятым методикам.
  • Требуемая мощность приводного электродвигателя с учётом коэффициента полезного действия редуктора, может быть определена по следующей зависимости:

    где P1[кВт] - мощность электродвигателя;

    момент на валу редуктора;

    частота вращения вала;

    показатель КПД редуктора.

Выбор мотор редуктора по моменту (Tред. ном.) предполагаем необходимость учитывать ~20%-е снижение момента по причине возможного 10%-го падения напряжения сети питания:

Режим эксплуатации раньше определялся и задавался нормами ГОСГОРТЕХНАДЗОРА:

  • Л – лёгкий, ПВ% до 16;
  • С – средний, ПВ% до 25;
  • Т – тяжёлый, ПВ% до 40;
  • ВТ – весьма тяжёлый, ПВ% до 63.

(ПВ% – продолжительность включения двигателя за 10 мин. работы или отношение времени работы электрического двигателя к суммарному времени цикла с учётом пауз, при которых двигатель остывает.)

Сегодня же для оценки степени нагрузки редуктора используют статистические типовые режимы «0–V» согласно положениям ГОСТ 21354; для двигателей – режимы «S1–S10» согласно нормам IEC 34-1. Но выбрать мотор редуктор стало гораздо проще по причине наличия компромиссного решения, учитывающего оба вышеприведенных фактора. Речь идет о коэффициенте условий эксплуатации – FS, при котором достаточно знать и учитывать нижеприведенные факторы:

  • Тип нагрузки:
    • «А» – спокойная безударная;
    • «В» – нагрузка с умеренными ударами;
    • «С» – нагрузка с сильными ударами.
  • Продолжительность работы привода в расчете на сутки;
  • Число включений в час.